Аполлон Кривошеин. Личность в истории

Аполлон Константинович Кривошеин (1833–1902) – русский государственный деятель, крупный чиновник, один из наиболее влиятельных владельцев Шклова. Родился в семье, которая относилась к старому дворянскому роду. Образование получил в военном артиллерийском училище, а затем в Михайловской артиллерийской академии, но вскоре перешел на гражданскую службу. В 1862–1866 гг. работал в Министерстве народного образования в Петербурге, а затем переехал в Ростов-на-Дону, где неоднократно избирался предводителем дворянства Ростовского уезда и городским головой Ростова-на-Дону, некоторое время – почетным мировым судьей. В августе 1892 г. Аполлон Константинович стал управляющим Министерства путей сообщения, а 1 января – министром. До этого в течение года он был членом Особого совещания. Кривошеин установил в Министерстве путей сообщения целую систему поборов при заключении контрактов с железнодорожным ведомством. Она действовала безотказно, пока дело не дошло до владельца одного из металлургических заводов Юза, обратившегося с жалобой на железнодорожников в Министерство финансов. Дело было предано огласке. Кривошеин постоянно «корысти ради» то продавал, то покупал имения. Кроме того, у него была «слабость» – расходовать казенные деньги на личные нужды (на обустройство своей квартиры, содержание домашней церкви и т.д.). В декабре 1894 г. Кривошеин был уволен «по личной просьбе». После этого он уехал в Шкловское имение. Пользуясь своими связями и властью, он добился, чтобы через Шклов провели железнодорожную ветку Могилев–Орша. В 1898 г. Кривошеин построил здесь картонную фабрику, ставшую главным предприятием в городе. В 1902 г. в предместье Забрамном началось строительство парка. Усадьба формировалась около Днепра на месте бывшей лесной рощи. Она включала в себя парк, большой сад, производственную и хозяйственную зоны (всего площадью 25–30 га, сейчас сохранилось 5–6 га парка). А. К. Кривошеин скончался в 1902 г. До сих пор в городе Шклове помнят немалый вклад бывшего министра путей сообщения России в развитие Шкловщины.

447